Теме наставничества в школе уделено много внимания в национальном проекте «Образование».
Согласно федеральному проекту «Современная школа», до конца 2024 года должна быть разработана методология наставничества обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе с привлечением работодателей. Не менее 70% школьников будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества.
Согласно федеральному проекту «Учитель будущего», планируется внедрить национальную систему учительского роста педагогических работников, в том числе внести изменения в номенклатуру должностей. Предполагается, что 70% учителей в возрасте до 35 лет будут задействованы в различных формах поддержки и сопровождения в первые 3 года работы.
Наста́вничество — отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции.
Опыт и знания наставника, относительно которых строятся отношения наставничества, могут касаться как особой профессиональной тематики, так и широкого круга вопросов личного развития. Сферы применения наставничества: адаптация молодых специалистов, услуги личного развития.
Наставником (Наставницей) называют лицо, которое передает знания и опыт.
Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов образовательной организации.
Основными задачами школьного наставничества являются:
• оказание помощи работникам в их профессиональном становлении, приобретении про-фессиональных знаний и навыков выполнения должностных обязанностей;
• адаптация в коллективе;
• воспитание дисциплинированности, требовательности к себе и заинтересованности в результатах труда;
• улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, творческой, спор-тивной и иных сферах;
• подготовка обучающихся к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире;
• раскрытие личностного, творческого профессионального потенциала каждого учащегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
• создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличения числа закрепившихся в профессии педагогических кадров.
Нормативно-правовая база внедрения методологии (целевой модели) наставничества
Федеральный уровень